Информационно-коммуникационная компетентность как практическая основа реализации системно-деятельностного подхода на уроках информатики и математики

Актуальность опыта

Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения.

А. Дистервег, немецкий педагог

Сейчас в самые различные сферы деятельности человека внедряются инновации, требуя новых знаний и умений. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. А это позволит такой метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а находит их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называемый деятельностным методом. Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системным. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно-деятельностный.

 

Основная идея опыта

Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ.

Ллойд Александр, американский детский писатель

Уважаемые коллеги, собрав этот пазл, вы узнаете основную идею системно-деятельностного подхода...

Научные и практические исследования

Деятельностный подход в образовании как идея существовал с древнейших времен. Как это происходило вы можете узнать поработав над заданием.

Технология педагогического опыта

Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования.

Н. Рубакин, русский писатель и книговед

Системно-деятельностный подход (СДП) – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.

Получаем, дети – самостоятельно или с помощью учителя – обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают. Отсюда, главной целью СДП в обучении является пробуждение у человека интереса к предмету и процессу обучения, а также развитие у него навыков самообразования.

И вот здесь на первое место выходит учитель, который должен изменить свою деятельность: необходимо смотивировать учащегося для получения нового знания, чтобы он осознал необходимость изучения материала, поставил перед собой конкретные цели, затем в ходе самостоятельной исследовательской работы достиг их, а в конце имел возможность увидеть свои успехи и недостатки и сам себя оценить.

Деятельность учителя и учащихся при СДП

Учитель

Ученик

Организует мотивацию учебной деятельности (личностная актуализация темы, создание ситуации успеха и т. д.)

Возникает ощущение уверенности в собственных силах, компетентности, интерес-возбуждение, желание работать.

Создаёт проблемную ситуацию.

Осознаёт противоречия в изучаемом явлении

Организует размышления над проблемой и её формулировкой. Организует процесс целеполагания.

Формулирует проблему. Производит целеполагание.

Организует поиск гипотезы — предположительного объяснения обнаруженных противоречий.

Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.

Организует проверку гипотезы

Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т. д.

Организует обобщение результатов и применение.

Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.

Организует рефлексию и оценку процесса деятельности

Анализирует процесс деятельности, выявляет продуктивные и неуспешные методы и процедуры деятельности, делает выводы (возможно, осуществляет целеполагание на следующий урок).

Чтобы системно-деятельностный подход работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии (Приложение 1).

Их так много, что современные педагогические образовательные технологии целесообразно разделить на три группы, каждая из которых объединяет методы и приемы, схожие по целевым ориентирам или особенностям организации, а именно:

1. Технологии объяснительно-иллюстрированного обучения — группа средств комплексной визуализации материала, использование которых позволяет обеспечить высокий уровень усвоения данных за счет их классификации. К технологиям данного типа относится средства ИКТ (презентации, дидактические видеофильмы, учебные видеоролики, справочные интернет-ресурсы), кейс-технология.

2. Технологии личностно-ориентированного обучения — методы педагогического воздействия, основанные на раскрытии программного материала через призму личностного опыта, повышения ценности изучаемого содержания по теме в восприятии учащихся. Личностно-ориентированное обучение реализуется в ходе применения игровых технологий, метода проектов, проблемного обучения, изучения материала в тесном групповом сотрудничестве.

3. Технологии развивающего обучения — комплекс образовательных методик, способствующих широкому охвату учебных проблем с последующей рефлексией (технологии критического мышления и проектной деятельности, методика ментальной карты).

Республиканские  государственные образовательные стандарты указывают на то, что в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Формирование навыков самостоятельной деятельности обучающихся – одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения. Самостоятельная деятельность является необходимым условием развития познавательных способностей.

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Независимо от типа урока, от выбранной технологии структура уроков с точки зрения СДП выглядит так:

Схему этапов современного урока вы узнаете, поработав над заданием: 

К изменениям в обучении привели изменения, происходящие в современном мире. Изменился урок, изменились роли ученика и учителя. Но для того, чтобы ученик мог самостоятельно овладевать знаниями, у него должна быть сформирована информационно-коммуникационная компетентность.

Информационно-коммуникационная компетентность (далее – ИКК) – это способность эффективно работать с информацией, решать конкретные/практические повседневные задачи, умело используя возможности информационно-коммуникационных технологии и соблюдая при этом этические и правовые нормы, для того чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного информационного общества. 

Применительно к личности школьника ИКК выступает в качестве одной из ключевых инструментальных компетенций, обеспечивающей его способность к поиску, обработке, использованию основной и вспомогательной учебной информации в образовательном процессе, а также способность к различным видам и формам коммуникации в учебной и внеучебной деятельности. Из чего же состоит информационно-коммуникационная компетентность: составляющие ИКК.

     Формирование ИКК является процессом перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

Формирование ИКК, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умение наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере. То есть, считается, что информационно-компетентный ученик может определить природу и размеры необходимой информации. При этом он принимает участие в обсуждении проблемы, формулирует вопросы, уточняют, какая именно информация нужна; использует общие источники информации для ознакомления с проблемой, определяет наличие (отсутствие) нужных сведений; различает ключевые понятия и термины в нужном поле информации; понимает, что знание организовано по дисциплинам и это влияет на доступ к информации; различает цель и назначение потенциальной информации для той или иной аудитории (учебная, научная) определяет пригодность нужной информации. Также можно добавить, что сформированный информационно компетентный ученик эффективно осуществляет поиск нужной информации, использует компьютер и другие технологии. При этом он находит наиболее приемлемые методы доступа к информации, строит и применяет эффективные исследовательские стратегии (составляет план, определяет ключевые слова, синонимы, термины для информационной потребности, подбирает словарь специальной лексики), использует различные поисковые системы, классификации, индексы в библиотеке или на сайте; оценивает соответствие найденной информации поставленной цели и определяет, нужна ли альтернативная информация, другие методы поиска; выделяет, записывает, обрабатывает информацию и ее источники. 

В своей деятельности для формирования ИКК я использую элементы таких технологий:

  • технологии проблемного обучения;
  • интерактивных технологий;
  • технологии критического мышления.
Вид работы
Методы, приемы
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Продолжить  предложение, ответить на вопросы, расставить соответствие, Попробуй найти, Глоссарий, Корзина идей
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Составление схем, кластеров, синквейны, таблицы, графики, диаграммы. Своя опора, Выделение ключевых слов, Дерево решений
Работа с текстом: оценка информации
Геометрический или числовой диктанты, дискуссии, выводы, эссе, сказка

 


Уважаемые коллеги, расшифруйте QR-код и узнаете ещё об одной современной технологии.

           Продолжение...