Главная » Файлы » Мои разработки

Конкуренция и структура рынка
27.11.2016, 22:10

Тема урока

Конкуренция и структура рынка

Цель урока

Ознакомление учащихся с понятием «конкуренция» и видами конкуренции

Задачи урока

 

Образовательные

1) сформировать знания, умения и навыки учащихся о типах рыночных структур: монополии, совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии;

 2) научить учащихся определять тип рыночной структуры;

Развивающие

развивать информационно – коммуникативные навыки: формирование выводов по результатам анализа, умение аргументировать высказывания, логично излагать мысль;

Воспитательные

воспитывать ответственность за принятое решение, уважение к чужому мнению.

 

Этап вызова.

  1. Разминка. Заменяет организационные моменты классического урока. Ее основная функция - создание благоприятного психологического климата на уроке, с целью лучшего усвоения учебного материала, повышение авторитета учителя, психологической разгрузки учащихся.

Прием «Предвидение». 

Послушайте притчу, как вы думаете о чем в ней говорится?

Притча о лягушках в кувшине

Однажды две лягушки попали в кувшин с молоком. Одна склеила лапки и потонула, а другая барахталась и сбила кусочек масла. И не стала утопать, а села на него и выпрыгнула.

Потом всё в тот же самый несчастливый кувшин опять упали лягушки. Эта пара лягушек, правда, друг друга терпеть не могла. До такой степени, что, оказавшись в кувшине, они тут же начали толкаться, а потом сцепились по-настоящему. И тем самым довольно быстро сбили здоровенный кусок масла. Правда, по ходу дела утонуло несколько мелких лягушат, случайно оказавшихся в том же кувшине - но кто их считает?

А те две лягушки, вылезши на масло, продолжали потасовку, и, в конце концов, одна вышвырнула другую из кувшина, а потом и сама выпрыгнула, чтобы окончательно расправиться с мерзавкой. 

{Обычно ученики уже здесь говорят слово КОНКУРЕНЦИЯ}

Кувшин от таких потрясений упал на бок и разбился. 

Тут лягушки, посмотрев на лужу обрата и блестящее масло, и прикинув все обстоятельства, решили отложить разборку до лучших времён. 

Взяли масло, утащили. И продали по хорошей цене.

Так лягушки разбогатели, вышли в Жабы и накупили себе бриллиантовых бородавок. 

Когда же их спрашивали, как это они так поднялись, обе Жабы говорили - "Конкуренция! О, эта живительная конкуренция!" 

Злые языки, разумеется, говорили о "сговоре", "взаимном пиаре" и так далее. Чего только не говорили злые языки.

Но жабы только ухмылялись - они-то знали правду. Что никакого сговора не было, взаимного пиара тоже, а только одна чистая злость. Ну и жадность, которая её вовремя победила.

И только оставшись наедине, зыркали друг на друга с ненавистью в глазах и каждая думала про другую: "Всё это, конечно, хорошо... Но как жаль, что я тогда не утопила эту гадину..."

  1. Обоснование обучения. Предусматривает: постановку цели урока; развитие внутренней мотивации к изучению конкретной темы. достижений по теме.

Из притчи мы поняли, что урок сегодня будет о конкуренции, а именно «Конкуренция и структура рынка». А теперь попробуем сформулировать задачи урока…

  • Узнать, что такое конкуренция, структуры рынка…
  1. Актуализация. На этом этапе воспроизводятся знания, умения, устанавливается уровень достижений по теме.

Приём «Мозговой штурм». Вы знаете, что рядом со школой находятся два магазина «Сева» и «Караван». Предположим, что вы хозяин одного из магазинов. Что вы предпримете, чтобы привлечь в свой магазин максимальное количество покупателей?

  • Разнообразить товар,
  • Снизить цену;
  • Реклама;
  • Качество товара повысить;
  • Вежливость продавцов;
  • Поставить столы и стулья, чтоб можно было посидеть, и т.д.

Этап реализации.

  1. Осознание смысла. На этом этапе ученик знакомится с новой информацией, анализирует, определяет личное ее понимание.

Фирма, выходящая со своим товаром на рынок, чаще всего сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм, которые тоже стремятся продать свои товары. Все эти фирмы вынуждены соперничать между собой из-за ограниченности ресурсов, которыми обладают покупатели.

Соперничество может разворачиваться по-разному. Каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которым она столкнется на рынке. Тип конкуренции затрагивает и покупателей.

В зависимости от особенностей выделяют основные четыре типа конкурентных рынка:

  1. Рынок совершенной (чистой) конкуренции.
  2. Рынок монополистической конкуренции.
  3. Олигопольный рынок.
  4. Рынок монополии.

Работа в малых группах с дидактическим материалом. Вы сегодня работаете по группам, каждая из которых представляет экспертов какой-либо структуры рынка. Ваша задача: изучить теоретический материал по данному типу рынка, а затем представить его для других ребят. По ходу изучения материала вы заполняете свою часть таблицы.

 

 

Тип рынка

Число фирм

Тип товаров

Барьеры для входа на рынок

Возможность фирмы влиять на цены своих товаров

Примеры отраслей, действующих на таких рынках

Монополистическая конкуренция

 

 

 

 

 

Совершенная конкуренция

 

 

 

 

 

Олигополия

 

 

 

 

 

Монополия

 

 

 

 

 

 

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.

Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);

Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

Характеристика монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.

 

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами:

Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:

Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.

Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.

Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.

Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.

Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли.

Тем не менее, модель совершенной конкуренции:

  • позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью;
  • проясняет условия максимизации прибыли;
  • является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.

 

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.

Свойства олигополии:

  • Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов;
  • Очень высокие барьеры для вступления в отрасль;
  • Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию;
  • Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора;
  • Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов.

В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

Всеобщая взаимозависимость. Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.

Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.

Некоторые олигополисты действуют согласно принципу «не имей ста рублей, а имей сто друзей». Таким образом, фирмы вступают в сотрудничества с конкурентами, такие как альянсы, слияния, тайные сговоры, картели. Например, олигополист по авиаперевозкам, «Аэрофлот» в 2006 году вступил в альянс «Sky Team» с другими мировыми авиакомпаниями[1], страны — нефтедобывающие державы объединились в ОПЕК, часто признаваемую как картель. Примером слияния двух компаний можно назвать объединение авиакомпаний «Air France» и «KLM»[2]. Объединившись, фирмы становятся мощнее на рынке, что позволяет им увеличить выпуск продукции, свободнее изменять цены на свои товары и максимизировать свою прибыль.

 

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Виды монополий

Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(приемущественно страны с капиталлистическим строем).

Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

Монополия – рынок, где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену.

Монополия - главный враг конкуренции. Негативные последствия монополизма:

- высокие цены на продукцию,

- неуважительное отношение к покупателям,

- недостаточный ассортимент товаров,

- отсутствие прогресса в развитии производства и д.р.

 

Етап рефлексии.

  1. Рефлексия. На данном этапе ученик становится владельцем идеи, информации, знаний. Приобретает возможность использования знаний, обмена с другими учениками, оценки и самооценки деятельности.

Итак, вы изучили материал и сейчас его представите другим группам.

Выходят ученики по желанию и заполняют таблицу на доске. После всех ответов таблица заполнена полностью).

Ребята, в таблице представлены характеристики типов рыночных структур. По этим основным признакам видно, чем отличаются типы друг от друга.

(Учитель еще раз обращает внимание обучающихся на типы товаров, количество фирм, действующих на том или ином рынке).

 

В качестве проверки того, как вы усвоили материал, предлагаю послушать высказывания некоторых предпринимателей и определить к какому типу конкуренции относится их фирма.

Предприниматель №1: Мои дела идут отлично. Я выпускаю уникальный товар, у которого нет близких заменителей. На этот товар я сам назначаю цену, и цена эта достаточно высокая.

Ответ: Предприниматель является монополистом, т.к. только для монополиста характерен выпуск уникального товара. Максимальную прибыль получит монополист, уравнивая свои предельные издержки с предельным доходом, т.е. товара будет выпущено меньше, а цена на него будет выше, чем она была бы при конкурентной структуре рынка. Пример монополии: система электроснабжения, газоснабжения.

Предприниматель №2: У меня может быть как стандартный, так и дифференцированный товар. Я и мои конкуренты придерживаемся политики жесткой цены, ведь нас так мало в отрасли.

Ответ: Предприниматель осуществляет свою деятельность в олигополии, так как товар не уникальный, но конкурентов мало в отрасли.

Предприниматель №3: Я в погоне за максимальной прибылью могу манипулировать ценой, количеством продукта, но главное в моём бизнесе, не забывать про рекламу! И всё делать для того, чтобы покупатель всегда мог отличить мой товар от товара конкурентов за счёт мнимых или действительных различий.

Ответ: Данный предприниматель работает на рынке монополистической конкуренции. Из-за того, что выпускаемый им продукт имеет много заменителей, его кривая спроса очень эластична. Чтобы иметь хотя бы небольшую рыночную власть над покупателями, предпринимателю постоянно приходится пользоваться рекламой, доказывая уникальность своего товара. Примером такой рыночной структуры служат сети салонов-парикмахерских, кафе и т.д.

Предприниматель №4: Преимущество моего бизнеса состоит в том, что сколько бы товара я ни предложил к продаже на рынке, я весь его продам без всякой рекламы. Конечно, мне приходится мириться с тем, что я никак не могу повлиять на рыночную цену товара, но уж если эта цена становится слишком низкой, я могу легко покинуть эту отрасль перейти в другую.

Ответ: Предприниматель работает на рынке совершенной конкуренции. Его доля на рынке настолько мала, что он никак не может повлиять на рыночную цену. Предприниматель выпускает стандартный товар, поэтому он не нуждается в рекламе. Примером этой рыночной структуры служит рынок зерна, рынок валюты, рынок ценных бумаг.

Также, как итог, можно составить сенкан или диаманту.

Прием «Диаманта». Описание: стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением (полезно для работы с понятиями, противоположными по значению)

1, 7 строчки - существительные - антонимы;

2 - два прилагательного к первому существительного;

3 - три глагола к первому существительного;

4 - два словосочетания с существительными-антонимами;

5 - три глагола ко второму существительного;

6 - два прилагательного ко второму существительного.

Например,

Монополия

Государственная, естественная

Устанавливает цены, контролирует объем производства, не заботится о покупателе

Враг конкуренции, идеальная модель

Не влияет на цены, не имеет барьеров для входа на рынок, не контролирует объем производства

Идеальная, чистая

Совершенная конкуренция

Итоги урока, домашнее задание.

Категория: Мои разработки | Добавил: always
Просмотров: 69 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar